Как я понимаю психоанализ? Часть 4: С чем работает психоанализ?
Сопроводительные тексты психотерапевтов различных направлений часто содержат списки «тем», с которыми работает тот или иной специалист в рамках собственной практики. Такие списки могут содержать указания на возможные форматы работы (работа с детьми, семейная психотерапия, etc.), классификации по типам проблем, с которыми сталкивается клиент (работа с зависимостями, работа с жертвами сексуального насилия, etc.), а также длинные перечни психологических диагнозов, где потенциальному клиенту предлагают найти своё состояние (в том виде, в котором он сам его понимает вследствие самодиагностики, или же будучи диагностирован в том или ином психологическом учреждении) среди списка, чаще всего включающего такие элементы как Биполярно-Аффективное Расстройство (БАР), Депрессия, Панические Атаки, Нарушения Пищевого Поведения, Тревога, Страх, Чувство Вины, Навязчивые Состояния и так далее.
Однако составление таких «диагностических» списков, на первый взгляд призванных помочь подобрать психотерапевта именно под свои нужды и свой набор переживаемых психологический состояний, чрезвычайно нехарактерно для психоаналитиков. Справедливо было бы сказать, что психоанализ отрицает саму возможность обращения к такого рода «диагностическому маркетингу», взамен предлагая клиенту помощь вне зависимости от того, в каких именно выражениях он описывает те проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться.
С чем же связан тот факт, что, в то время как психотерапевты прочих направлений оттачивают мастерство лечения каких-то конкретных состояний, психоанализ берет на себя дерзость не требовать от клиента определиться с группой проблем, которые, якобы, волнуют его больше всего — и к работе с которыми, соответственно, должен быть причастен подходящий именно ему психоаналитик?
Ответ на этот вопрос затрагивает саму сущность того понимания человеческой психики, которым руководствуется психоанализ, и может быть проще всего раскрыт через понятие «симптома». Дело в том, что, с точки зрения психоаналитической теории, те состояния и даже комплексы состояний, которые мы находим в «диагностических» списках, подобных приведенному выше, представляют собой не самостоятельно существующие «болезни» психики, подобно вирусу гриппа захватывающие организм носителя и производящие в нем конкретные изменения, характерные именно для такого типа враждебного микроорганизма, а «симптомы»: внешние проявления, которые находит для себя работа психического конфликта в бессознательном — недоступной для непосредственной рефлексии области психики.
Бессознательный конфликт как источник переживаемых человеком психологических проблем не существует «объективно», не может быть назван и описан вне контекста индивидуальной человеческой ситуации, так как его конкретный характер и смысл полностью определяется индивидуальным прошлым, контекстом личной истории, где импульсы влечений разного рода сталкивались и порождали противоречия, затем фиксируясь и связываясь в своем столкновении в так называемые «компромиссные образования», работу которых в бессознательном человек ощущает в виде психологических симптомов, которые его беспокоят.
Циклическая смена настроения, отказ от еды или переедание, ощущение полного отсутствия сил с утра и до вечера, тревога и страх — всё это не существует, с точки зрения психоанализа, само по себе, но открывается в процессе аналитической работы в качестве «верхушки айсберга» тех бессознательных процессов, где травмы детского возраста и сложности отношений в семье накладываются и сталкиваются с проблемами и противоречиями подросткового возраста, чтобы затем стать базой и фундаментом для чувственной и сознательной жизни взрослого человека.
Психоанализ твердо убежден, что путь к психологическим переменам фундаментального рода – тем, что позволяют избавиться от мучительной власти «симптомов» в нашей повседневной жизни – пролегает через работу по отысканию и проработке того, что в самих этих «симптомах» разглядеть невозможно, а именно – тех психологических конфликтов, бурная жизнь которых в пространстве нашего бессознательного открывается нам в виде тех самых повторяющихся комплексов ощущений, избавления от которых мы ищем в психотерапии.
Картинка: "Эффект тумана, Гонфлёр", Феликс Валлоттон, 1917.