Как я понимаю психоанализ? Часть 2: Основы психоаналитической теории
Психоанализ в качестве теоретической дисциплины в рамках психологической науки развивается уже больше века; за это время в корпусе психоаналитической мысли возникли многочисленные ветви и направления, сохраняющие различную степень связи с оригинальными наработками З. Фрейда. Сложно, однако, было бы отрицать, что существуют такие базовые, фундаментальные положения мысли Фрейда, которых придерживается подавляющее большинство «психоаналитических» школ психологии, и нарушение логики которых влечёт за собой выход за рамки «психоаналитической» теории – именно о них и пойдет речь в этой короткой статье. Необходимо отметить, что мы не ставим задачи в статье осветить все или даже большую часть таких положений, но лишь даём набросок некоторых из них.
Бессознательное
То, как мы осмысляем различные вещи, относимся к другим людям и действуем каждый день выступает, с точки зрения психоаналитической теории, выражением не столько сознательных импульсов и стремлений, всецело подвластных нашему контролю, сколько результирующей многочисленных и часто взаимно противоречивых импульсов и стремлений психической системы в целом, по отношению к которой сознание представляет только одну из областей. Такое положение дел обусловлено исторической природой развития нашего психического аппарата, где напластования опыта из различных временных отрезков нашей жизни взаимодействуют друг с другом, входя в компромиссы и порождая противоречия. Каждый момент нашей жизни отражается в бессознательном, и в каждый момент там происходят различного рода процессы, однако непосредственного доступа ни к тому ни к другому мы не имеем. Более того, формируя в процессе взросления каркас самого нашего сознания, задавая рамки нашего мышления, бессознательное неизбежно ускользает от попыток прямой сознательной рефлексии, оставляя сознанию наблюдать собственные следы в форме, к примеру, снов и дневных фантазий. Можно уверенно утверждать, что ни одна школа мысли, не признающая ведущей роли бессознательных процессов в работе психического аппарата, не может называться психоаналитической.
Язык
То, как мы говорим о вещах, себе и окружающих нас людях играет определяющую роль в том, как мы видим их и что мы по этому поводу чувствуем. Это означает, что, с точки зрения психоанализа, именно речь, помещенная в искусственные условия психоаналитической ситуации, обретает способность прокладывать новые пути в бессознательном, позволяя психической системе реконструироваться и разрешать психические конфликты. Это также означает, что тот язык, которым мы пользуемся, рассмотренный с учётом одновременной работы различных его временных напластований в бессознательном, формирует канву нашего мышления и, соответственно, нашей личности. Развитие личного языка как развитие способов говорить о мире, себе и собственном опыте в рамках психоаналитической работы порождает трансформативный эффект в отношении нашей личности в целом – так полагает психоаналитическая теория, тем самым отрицая возможность внеязыковых методов психотерапии называться «психоаналитическими».
Сексуальность
Психоаналитическая теория, в противовес воззрениям многих современных школ психологии, не признает за сознательной деятельностью главенствующей роли в формировании образа жизни конкретного человека, смещая акцент на структуры бессознательного – области психической системы, недоступные непосредственной рефлексии. Однако в определении процессов, руководящих работой бессознательной области, психоанализ находит ещё одно противоречие с распространенными убеждениями «когнитивных» теорий. Психоанализ не признает «рациональное мышление» определяющим принципом устройства психической системы – даже на уровне сознания. Место такого принципа психоанализ отдаёт «желанию» как системе исторических компромиссов, которые находят между собой «импульсы влечений» различных пластов психического аппарата, формирующие в своём синтезе ту картину функционирования, которую человек демонстрирует каждый день. Эти импульсы с самого рождения несут на себе отпечаток той программы развития, которая была выработана веками эволюции человечества – программы, в центре которой всегда стоял вопрос о продолжении рода. Именно поэтому психоанализ признаёт за «сексуальностью» как условно очерчиваемом пространством импульсов «любви», «обладания», «страха смерти» и др., пространством взаимоотношений человека с собственным телом и телом другого, одну из главенствующих ролей в формировании индивидуальной картины жизненного мира человека.
Таким образом, всякая теория сводящая работу психического аппарата к работе сознательного мышления человека и рассматривающая «сексуальность» и «желание» в качестве второстепенных элементов не может принадлежать «психоаналитической» традиции.
Картинка: "Мяч", Феликс Валлоттон, 1899.